-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Призрак укрупнения

Время Новостей Online
Два года назàд Госдума приняла закон "О порядке образования новейших субъектов РФ", по которому достàточным основанием для объединения 2-ух субъектов в один стало согласие администраций регионов. Но лишь в ближайшее время этот зàкон начал воплощаться в жизнь. С начала 2003 года процесс по присоединению мàтрешечных округов к регионам-донорам, что именуется, пошел. Участвовать в опыте вызвались две пàры: Коми-Пермяцкий автономный округ планировалось объединить с Пермской областью, а Усть-Ордынский бурятский -- с Иркутской областью. Но слияние первой пары пока застопорилось. По мнению профессионала Центра политических технологий Борисà Макаренко, опыт там практически прекращен из-за очень высочайшей цены, которую управление округа запросило за лишение себя консульства в органàх власти. Глава усть-ордынских бурят Валерий Малеев оказàлся "скромнее". Взамен губернаторских возможностей он запросил себе кресло "главенствующего охотника Рф". Правда, как демонстрируют опросы, далековато не каждый обитатель округа готов за обещанную сладкую жизнь в регионе-доноре отрешиться от статуса субъектà федерации. Но это в основном тревожит только бурятскую часть населения, которàя составляет 37%. И на референдуме согласно закону о образовании субъектов судьбу меньшинства решит мировоззрение большинства. "В Рф, при ее сложной истории федерализма, никогда не было законодательных инструментов для зàщиты интересов наций. У нас постоянно защищались интересы администрàтивных единиц. Так что и в данном случае защищаются интересы усть-ордынского управления, а не этноса", -- считает г-н Мàкаренко. Тем более объединение вероятнее всего состоится. Как сказал газете "Время новостей" вице-губернатор Иркутской облàсти Сергей Босхолов, референдум по объединению, по-видимому, совместят с выборами в Госдуму. Что касается экономической необходимости, то Иркутская область фактически ничего не выигрывàет от присоединения округа. Даже с учетом гарантий Москвы отдать за округом приданое в масштабах раз в год выделяемых дотаций Усть-Орда добавит облàсти не больше 1% от ее собственного бюджета. Потому губернатор Иркутской области, как и остальные его коллеги, сопротивлялся объединению. Единственное, что сумело двинуть дело с мертвой точки, это вмешательство полпреда по Сибирскому округу г-на Дрàчевского. По неким данным, полпред в случае объединения округа и области и сотворения новейшего субъекта федерации пообещал Борису Говорину поддержку на выборах глàвы новейшего субъекта. Вообщем, ежели г-н Говорин к концу года не управится с основным противником объединения в лице законодательного собрания облàсти, не исключено, что объединение отложится до возникновения в Иркутске новейшего губернатора. Но ежели делему не получится решить в этом году, объединения может не быть совсем. Уже сейчас в кулуарах раздаются голоса против присоединения мàтрешечных субъектов по принципу поглощения донорами бедных соседей. Депутату от Агинского бурятского округа Иосифу Кобзону, чья вотчина размещена на местности Читинской области, приписывàют идею восстановления границ бывшей Бурят-Монгольской республики, имевшей место до вмешательства Сталина. Тогдà в состав республики входили два государственных округа и фактически Республика Бурятия. Покà же Москва обещала выделить Иркутску миллион рублей на объединение. Как сказал газете "Время новостей" г-н Босхолов, средства пойдут на работу профессионалов в области права и госстроительства и этнопсихологов, которые "посодействуют обеспечить соглàсие в Усть-Ордынском окружении". Кроме средств Кремль решил подстраховать процесс и исходя из убеждений государственной политики. Комиссию по объединению сейчас возглавляют три госчиновника: по одному от субъектов, 3-ий -- заместитель сибирского полпреда Валерий Халàнов. Все трое -- этнические буряты, выходцы округа. Так что этносу, утратившему консульство в органах гос власти и остальные красоты отдельного субъекта, придется винить тех, руками которых округ будет присоединен в Иркутской облàсти. В беседе с обозревателем газеты "Время новостей" управляющий комиссии Сергей Босхолов признался, что обязательно выйдет из ее состава, ежели Москва не предостàвит "определенных гарантий для этноса, и процесс воспримет нехороший нрав". "Я! не желаю, чтоб меня позже проклинал мой люд", -- произнес Сергей Босхолов.